Социально — педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности старшего воспитателя общежития техникума

IMG_20171114_142855Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, является создание адаптивной среды, которая позволяет обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию, а также наличие адекватной системы социально-педагогического сопровождения.

Переход детей из школьных образовательных учреждений в учреждение среднего профессионального образования педагоги уверенно называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения.

В ГАПОУ  ПО многопрофильного техникума «Мокшанский интернат» на ровне с классным руководителем главным лицом по организации педагогического сопровождения является воспитатель в общежитии. Воспитатель принимает детей в новые для них социальные и бытовые условия жизни, проводит социально-педагогическое сопровождение в общежитии, непосредственно на месте проживания.

Для решения задач коррекции дефекта и формирования личности ребенка с ОВЗ воспитателю необходимо:

  • Учитывать особенности характера и недостатки ребенка,
  • Знать структуру ложного дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности обучающегося,
  • Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

Основная цель работы воспитателя – организация особого образовательного пространства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья первого курса в учреждение среднего профессионального образования и его общежитии как переходного этапа в образовании и жизни ребенка.

Для достижения данной цели используются следующие задачи:

  • Планирование и организация жизнедеятельности обучающихся (воспитанников) и осуществление их воспитания.
  • Организация выполнения обучающимися (воспитанниками) режима дня, оказание им помощи в организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлечение их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.
  • Организация работы обучающихся (воспитанников) по самообслуживанию, соблюдению ими требований охраны труда, техники безопасности, участию в общественно полезном труде.
  • Проведение работы по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.
  • Взаимодействие с родителями обучающихся (воспитанников) или лицами, их заменяющими.
  • Повышение уровня психологической готовности: детей к обучению, познавательному развитию, общению преподавателей к работе с новым контингентом обучающихся.
  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в общежитии, обеспечивающего проживание кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий и смены места жительства, без стрессов и негативных явлений.
  • Установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса (воспитанниками), в том числе с педагогами.
  • Выработка единых и последовательных требований.
  • Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям обучающихся с ОВЗ.
  • Формирование и сплочение коллектива.

Очевидно, что все поставленные задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса: педагогов, воспитателей, администрации, психолога и социального педагога в образовательном учреждении. В нашем образовательном учреждении,  работа воспитателя общежития заключается в следующем:

Работа по направлениям:

  • Пропаганда ЗОЖ, профилактика употребления ПАВ, профилактико-оздоровительное, спортивное воспитание.
  • Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений, правовое воспитание.
  • Гражданско-патриотическое воспитание.
  • Экологическое воспитание.
  • Художественно-эстетическое воспитание.
  • Профилактика суицидов, воспитание толерантного сознания.
  • Трудовое воспитание.
  • Внеклассная работа (вовлечение в кружки и секции, экскурсии).

Участие в мероприятиях, кружках и секциях, дает положительный результат, обучающиеся имеют высокий процент успеваемости (100%), процент качества составляет (90%).

В учреждение среднего профессионального образования многопрофильный техникум «Мокшанский интернат», благодаря сформированной социально-педагогической системе мероприятий созданы условия для успешной социально-педагогической адаптации первокурсников к новой социальной ситуации.

Ю.Н. Рассказова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий